Кассета и трещотка – это те детали трансмиссии, которые делают велосипед многоскоростным. Первое и основное отличие кассеты от трещотки – это то, что механизм свободного хода в трещотке спрятан внутри самой неразборной детали, в то время как кассета механизма свободного хода в своей конструкции не имеет, и он вынесен во втулку.
Как мы видим из конструкции, трещотка и кассета должны использоваться с разными втулками, поскольку принцип крепления их ко втулке отличатся: трещотка прикручивается на фланец втулки на резьбу, а кассета надевается на барабан на специальные шлицы и фиксируются центральной гайкой. Такое техническое решение с креплением кассеты на втулке было использовано инженерами для того, чтобы разнести подшипники максимально близко к дропаутам и тем самым уменьшить нагрузку на её ось. В то время как во втулках, которые используются с трещоткой, подшипник со стороны самой трещотки достаточно сильно смещён к центру от дропаута, что в целом делает конструкцию менее прочной. Это является одним из основных недостатков втулок, которые используются с трещоткой. При больших нагрузках ось втулки может погнуться или даже сломаться.
К минусам трещотки можно отнести то, что, поскольку механизм свободного хода спрятан внутри самой трещотки, маленькая звезда конструктивно не может быть меньше 13 зубов. Общее количество звезд на трещотки редко бывает больше 8, обычно это 5-7, и такое соотношение количества зубов и самих звезд не сможет обеспечить вам нужное передаточное соотношение.
Также резьба трещотки, которая накручиваются на втулку, при каждом обороте педали сама себя закручивает, и если периодически не снимать её, снять её в конце концов будет достаточно проблемным. В некоторых случаях она может прикипеть так, что придётся её менять вместе со втулкой. Кроме того, вся эта конструкция получается достаточно тяжелой. Но всё же у трещотки есть и плюсы, главным из них является её доступность. Эта деталь недорогая, устанавливается, как правило, на бюджетные и детские велосипеды, а достать её можно в любом веломагазине.
А теперь поподробнее о кассетах. На самом деле их великое множество, они могут отличаться по конструкции, по количеству звезд и/или зубов на этих звездах.
Кассеты бывают разные – от 8 до 12 звезд, и это обеспечит вам нужное передаточное число. Кассеты могут быть выполнены из разных материалов, иметь разный конструктив. Например, это может быть составная кассета или кассета, выфрезираванная из цельного куска металла, и такая кассета будет иметь меньший вес и большую прочность.
Также существуют кассеты, сделанные на алюминиевом пауке и со стальными звёздами. Это также призвано уменьшить общий вес детали. Также кассеты могут отличаться количеством зубов на звёздах, ведь, например, для шоссейного и горного велосипедов нужны разные передаточные числа.
При выборе кассеты необходимо обращать внимание на совместимость её с барабаном втулки, поскольку длина барабана, например, на 9 и 11 звезд будет отличаться. Это вы можете найти в спецификациях ко втулке.
Также существуют различные стандарты посадочных шлицов на барабанах втулки. Например, XD от компании Sram или новый Micro Spline от компании Shimano: посадочное место на кассете также будет отличаться.
Ещё при выборе кассеты необходимо обращать внимание на её совместимость с вашей цепью, поскольку на кассетах с разным количеством звезд расстояние между звездами будет отличаться. О том, как правильно подобрать цепь под кассету мы уже снимали видео (ссылка на него в описании).
Теперь немного об эксплуатации кассеты и трещоток. Поскольку они используются в трансмиссии открытого типа, они подвержены попаданию пыли и грязи, необходимо их чистить. Если этого не делать, то изнашиваться они будут гораздо быстрее и менять их придётся часто. Поскольку кассета и трещотка являются механизмами, которые подвержены нагрузкам, со временем они будут подвергаться естественному износу. За всем этим необходимо следить и своевременно менять. Износ звёзд кассеты, либо трещотки, можно определить, как визуально, так и с помощью специального инструмента. Сильно изношенные звезды могут способствовать ускоренному износу цепи, а изношенная цепь, в свою очередь, будет способствовать ускоренному износу звезд.
Ещё один важный момент: если вы будете использовать стальную кассету с алюминиевым барабаном на втулке, это может привести к «слизыванию» шлицов.
Если вы решили самостоятельно поменять кассету или трещотку то для этого вам понадобится специальный инструмент. Для кассеты это будет хлыст, а для трещотки понадобится специальный съемник под ключ. Вы всегда можете обратиться в сервис «Горных вершин», где эти работы проделает квалифицированный веломеханик.